Федеральный проект «Бережливая поликлиника»
Федеральный проект «Бережливая поликлиника» реализуется Министерством здравоохранения РФ совместно с госкорпорацией «Росатом». Он направлен на повышение эффективности работы лечебно-профилактических учреждений и общей доступности медицинской помощи в 39-ти регионах страны. Основная цель проекта – оптимизировать деятельность лечебного учреждения на различных уровнях.
Суть проекта – перестройка ряда процессов: изменение принципа работы регистратуры, установка современного оборудования, организация доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В основе проекта лежит японский метод «кайдзен». Японская философия фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработке вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.
ГБУ РО «Городская детская поликлиника N°7» одним из первых медицинских учреждений в Рязани активно включилось в мероприятия по осуществлению проекта и успешно реализовывает основные задачи проекта на практике (см. публикацию на эту тему).
В настоящее время, по оценкам экспертов, в поликлинике сокращены лишние передвижения пациентов и медицинского персонала в учреждениях, организована «открытая регистратура» и комфортная среда, обеспечена доступность медицинской помощи детям с использованием современных IT-технологий, оптимизированы потоки здоровых и больных пациентов. Кроме этого, организованы игровые зоны, уголки грудного вскармливания, зоны комфорта. В холлах поликлиники размещены маршруты движения пациентов и др.
► Критерии новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь
Видеопрезентация ГБУ РО ГДП N°7
Основные направления проекта
1. Открытая регистратура и комфортная среда детской поликлиники.
2. Оптимизация потоков здоровых и больных пациентов как решающий фактор совершенствования первичной медицинской помощи детям.
3. Обеспечение доступности медицинской помощи детям с использованием современных IT-технологий в практике детской поликлиники.
► Цель направления проекта:
Оптимизация работы поликлиники за счёт улучшения эффективности работы регистратуры.
► Задачи направления проекта:
- Выявление проблем, возникающих при обращении в регистратуру:
- при вызове на дом;
- при записи на приём к врачу
- при выдаче медицинских карт.
- Оптимизация работы картохранилища.
- Оптимизация информационно-справочной службы поликлиники.
► Пути решения:
- Оснащение регистраторов современными средствами коммуникации.
- Ведение регистрации вызовов на дом в электронном виде.
- Организация централизованной записи к специалистам и на лабораторное обследование через участкового врача-педиатра.
- Рациональное планирование приёма для выделения времени на первичных больных, повторных больных, медицинские осмотры и пациентов льготных категорий.
- Отказ от выдачи карт через регистратуру на руки пациентам.
- Организация централизованной транспортировки карт в определённой таре в кабинеты и регистратуру.
- Аудиозапись телефонных разговоров с пациентами с целью улучшения качества обслуживания и разбора конфликтных ситуаций.
- Повышение информированности пациентов путём внедрения автоматической справки, монитора с большим экраном в холле регистратуры поликлиники. Осуществление более доступного общения пациентов с регистраторами.
Оптимизация потоков здоровых и больных пациентов как решающий фактор совершенствования первичной медицинской помощи детям
► Цель направления проекта:
Оптимизация работы поликлиники за счёт разделения потоков больных и здоровых пациентов и эффективного использования площадей поликлиники.
► Задачи направления проекта:
- Анализ потоков, проведение хронометража и изучение маршрутов перемещения пациентов.
- Выбор вариантов решения.
► Пути решения:
- Реорганизация гардероба и регистратуры для разделения потоков больных и здоровых пациентов.
- Организация профилактического отделения на 1-м этаже поликлиники:
- создание 3-х кабинетов профилактического приёма врача-педиатра;
- создание кабинета забора анализов для здоровых детей;
- размещение комнаты здорового ребёнка на 1-м этаже поликлиники;
- создание отдельного маршрута для здоровых детей на консультацию к врачам-специалистам.
- Реорганизация фильтра с выделением 2-х боксов, кабинета забора анализов у больных детей через отдельный вход в поликлинику.
Обеспечение доступности медицинской помощи детям с использованием современных IT-технологий в практике детской поликлиники
► Цели направления проекта:
- Оптимизация документооборота.
- Сокращение бумажных носителей.
- Уменьшение времени оформления документации.
- Уменьшение времени, затраченного пациентом на посещение поликлиники.
- Преемственность в работе структурных подразделений поликлиники.
- Переход на ведение статистического учёта в одной программной среде.
► Задачи направления проекта:
- Анализ текущей ситуации по информатизации в поликлинике.
- Введение электронной медицинской карты.
- Введение единой системы направления пациентов от участкового врача-педиатра к специалистам.
- Перевод бумажных направлений на лабораторные обследования в электронную форму.
- Введение единой электронной системы направлений на лабораторные исследования.
- Организация электронного ведения листков нетрудоспособности.
► Пути решения:
- Разработка шаблонов для ведения электронных амбулаторных карт.
- Упорядочивание электронной записи к врачам-специалистам участковыми педиатрами и сокращение количества необоснованных консультаций.
- Упорядочивание электронной записи на ОАК.
- Оформление листков нетрудоспособности в электронном виде.